cheremnykh_ivan

Categories:

Для чего власть озаботилась отменой подоходного налога для малоимущих?

Константин Маковский. Посещение бедных. 1874
Константин Маковский. Посещение бедных. 1874

Прошел год, как вступил в силу закон, запускающий процесс повышения для россиян пенсионного возраста. Мы прекрасно помним информационную кампанию, которая предшествовала принятию этого закона. Нас всех убеждали в том, что повышение возраста выхода на пенсию якобы неизбежно в силу объективных причин. При этом все отмахивались от аргументов противников пенсионной реформы. Никто серьезно их не обсуждал, называя популизмом и другими нехорошими словами.

При этом чаще всего противники пенсионной реформы предлагали работающие в большинстве стран мира меры. Одна из таких мер — введение прогрессивной шкалы подоходного налога. То есть снижение или отмена подоходного налога для людей с низкими доходами и повышение аналогичного налога для богатых. Тогда от этой меры отмахивались, а теперь именно ее начинают обсуждать на очень высоком уровне. Возникает закономерный вопрос: почему? Для начала вспомним, какие были аргументы против нее.

Свою позицию по поводу повышения подоходного налога для богатых высказывал Владимир Путин. 16 июня 2018 года в своем обращении по поводу пенсионной реформы, он заявил, что «кажущаяся справедливой мера» введения прогрессивной шкалы подоходного налога на самом деле не столь эффективна: «По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75–120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей».

Мы видим, что фактически Путин вводил нас в заблуждение сравнивая ежедневную потребность в средствах на выплату пенсий и возможный эффект от повышения налога на доходы для богатых. Это в принципе не корректное сравнение. Ведь вопрос стоит не в том, чтобы платить пенсии за счет повышения налога на богатых. Вопрос стоит в том, где изыскать средства на покрытие дефицита, а не всей суммы.

Кстати министр финансов Антон Силуанов заявлял, что этот дефицит составляет триллион рублей. А это уже не те цифры, о которых говорит Путин. Если пересчитать «по-путински» из расчета на день, то получится, что ежедневная потребность в покрытии дефицита составляет не 20 миллиардов, а 2,7 миллиардов рублей в день. Согласитесь, уже не так впечатляюще.

Кроме того, наши власти предержащие говоря о действующей у нас плоской шкале подоходного налога, сознательно упускают из виду выплаты в пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Эти платежи также являются нагрузкой на фонд оплаты труда. Но при этом они не являются фиксированными для всех категорий граждан.

Чтобы не тонуть в деталях скажем, что в 2020 году отчисления в ПФР с зарплаты выше 1292000 рублей будут составлять лишь 10%, а не 22% как на зарплату меньше этой суммы. Аналогичный потолок установлен для взносов в ФСС, которые составляют 2,9% от зарплаты. Эти сборы взимаются только с заработка, который не превышает 912000 рублей (в 2020 году). Если в течение года доходы человека превысили эту сумму, то с остального его заработка взносы в ФСС уже не платятся. Таким образом, в России богатые в процентном отношении платят меньше сборов с зарплат, чем бедные. При этом мы еще ничего не сказали о хозяевах заводов, газет, пароходов, которые живут на дивиденды и с них платят лишь подоходный налог.

Кстати сходную с Путиным, но более откровенную позицию по поводу прогрессивного налогообложения доходов высказывал глава Минфина Антона Силуанова. Так, в интервью Владимиру Познеру 29 октября 2018 года Силуанов, отвечая на вопрос о введении прогрессивного налогообложения доходов, заявил: «мы знаем, что богатые люди не глупые и найдут пути, как обойти эти решения. В том числе могут и вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны плоская шкала наша тринадцатипроцентная — она уже достаточно устоялась. И здесь менять законодательство, которое мы договорились не трогать предстоящие шесть лет, наверное, было бы не правильно».

Казалось бы, вопрос решен. И президент, и глава профильного министерства считают меру неэффективной. Но не прошло года после начала пенсионной реформы и в информационное пространство начинают вбрасываться идеи отмены НДФЛ для людей с низкими доходами и повышения этого налога для состоятельных граждан.

Первые утечки в СМИ о том, что в Правительстве обсуждается вопрос отмены НДФЛ для работников, чьи зарплаты равны прожиточному минимуму, появились уже в апреле 2019 года.

Однако на полном серьезе об отмене НДФЛ для малоимущих заговорили после того, как в сентябре на Московском финансовом форуме эту идею озвучил глава ВТБ Андрей Костин. Тогда же он озвучил ее в эфире телепередачи Вечер с Владимиром Соловьевым. При этом Костин осторожно заметил, что можно было бы повысить и налоги на богатых.

Вслед за главой ВТБ положительно идею отмены НДФЛ для людей с низкими доходами оценил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Он также поддержал повышение НДФЛ для богатых: «Я лично готов платить повышенную ставку НДФЛ. Есть ряд вопросов, которые с такими изменениями связаны, поэтому их надо очень внимательно прорабатывать перед тем, как детально обсуждать этот вопрос».

Идею также поддержали глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко, руководитель Сбербанка Герман Греф. О том, что такая инициатива требует проработки, заявили премьер-министр Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов. 24 декабря пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле пока нет никакой позиции относительно этой инициативы.

26 декабря газета Ведомости сообщила, что в правительстве обсуждают отмену подоходного налога на зарплаты значительно ниже среднего уровня. По информации собеседников издания, в правительстве рассматривают возможность отказаться от взимания подоходного налога на зарплату до полутора прожиточных минимумов. Компенсироваться потери бюджета будут за счет увеличения ставки НДФЛ до 16%.

Пока у нас нет на руках конкретного проекта планируемых преобразований, конечно сложно их обсуждать. Но если брать в расчет те цифры, которые озвучили Ведомости, то некоторые предварительные выводы все же стоит сделать. Еще в 2017 году Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, нынешнего главы Счетной палаты, предлагал повысить НДФЛ до 15%. Однако в условиях обрушившегося после пенсионной реформы рейтинга власти это было бы невозможно. Поэтому во главу угла в информационной картинке власть пытается поставить не повышение НДФЛ, а его отмену для людей с низкими доходами, что само по себе является, безусловно, благой инициативой.

В данном случае показательно, что после того, как эта тема стала повесткой дня, парламентская оппозиция, включая КПРФ, ЛДПР и Справедливую Россию внесли в Госдуму свои законопроекты, в которых предполагалось введение прогрессивной шкалы налогообложения. Все они были отклонены. И понятно почему. Никто не желает, чтобы политические дивиденды от отмены НДФЛ для существенной части россиян достались оппозиции. Вот только похоже, что эта инициатива направлена реально не на помощь обездоленным, а на то, чтобы увеличить подоходный налог для обычных работяг, которые не войдут в категорию 1,5 МРОТ.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded