?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В статье «Почему человек теряет умение объединяться?» Олег Галкин поднял крайне важный вопрос объединения людей в коллективы. Он замечает, что в предшествующие периоды истории люди объединялись под давлением внешних, не зависящих от них обстоятельств, будь то постоянная угроза голода, нападения разбойников, да и вообще любого давления со стороны природы, или со стороны других людей (человек человеку – волк). Человек в прошлом понимал, что коллектив (крестьянская община, цеховое объединение ремесленников, и т.д.) является условием его выживания. Не даром одним из самых суровых наказаний в древности было изгнание человека из общины или иного коллектива, которому он принадлежит.


С. Герасимов. За власть Советов. 1957
 

Олег Галкин приводит высказывание Ф. Энгельса, в котором классик противопоставляет коллективизм, обусловленный давлением внешних факторов и коллективизм будущего, когда человек будет сознательно объединяться с другими. Энгельс пишет: «То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь (при социализме — ред.) их собственным свободным делом».

Такое сознательное объединение людей, согласно Энгельсу, сможет поставить под свой контроль объективные силы, «господствовавшие до сих пор над историей» и «только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю».

Но постойте. Марксизм исходит из того что объективными обстоятельствами, довлеющими над историей, является экономика, развитие производительных сил, которые, в свою очередь, в определенные периоды истории приводят к смене производственных отношений.

Как эти объективные обстоятельства люди смогут взять в узду? Ответ в принципе дан. Отмена частной собственности породит отмену принципа «человек – человеку волк», ликвидирует классовое строение общества и эксплуатацию одних другими. Вот только кто это будет делать? Кто будет брать в узду эти самые объективные обстоятельства?

Ответ вроде бы тоже ясен – пролетариат. Коллектив, который во главу угла ставили марксисты, рабочий коллектив завода. Но большевики в лице Ленина говорили, что необходимо «развить политическое сознание рабочих до ступени социал-демократического политического сознания». Значит недостаточно чисто экономических оснований для объединения (опять-таки объективных, довлеющих над человеком). Может быть, они и достаточны для образования рабочего коллектива, но недостаточны для утверждения того миропорядка, который мыслили большевики.

И тут возникает вопрос. А что произойдет раньше: создастся крупное объединение людей, думающих одну главную мысль и воплощающих её в жизнь, или только в новых условиях сможет созреть тот самый коллектив единомышленников.

И тут встает вопрос, по поводу которого сломано огромное количество копий. О так называемом материалистическом понимании истории. Безусловно, Маркс считал, что история движется именно благодаря развитию производительных сил. Но вот мечтал он о том, чтобы творил историю именно человек, а точнее большой, всечеловеческий коллектив людей. И именно поэтому почитатели определенного Маркса не хотят замечать оба его утверждения:

1.     «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;

2.     «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой».

Маркс знал, что по факту существует первое, но мечтал и видел в истории периоды, когда существовало второе.

И вполне логично, что переход к социализму может быть осуществлен, если в предыдущем укладе созреют ростки нового уклада, то есть крупных коллективных форм жизни, которые изначально настроены на то, чтобы творить историю.

Здесь я ни коим образом не обращаюсь к практике реализации социализма. Я лишь хочу сказать, что в позднесоветское время марксизм был так извращен, что из него была вынута самая важная наделяющая его жизнью компонента, а именно его субъективизм. Я вырос уже после краха СССР. Но и меня, уже полевевшего подростка, бывало похлопывали по плечу, и смеялись, ссылаясь на фразу Ленина «коммунизм неизбежен». Давайте же отбросим излишний объективизм. Да важны они эти объективные, экономические факторы, но всё зависит только от тебя лично.
И тут вспоминаются строки советского поэта Бориса Слуцкого:

Под развернутым красным знаменем
Вышли мы на дорогу свою,
И суровое наше сознание

Диктовало пути бытию.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
bonnie_face
Dec. 31st, 2016 01:00 am (UTC)
Надиктуем же твердой рукой без ошибок!

Спасибо за вдохновляющий отзыв!

Понятно, что это всё невероятно сложно, но сразу хочется пытаться.
rapter_sv
Dec. 31st, 2016 02:33 am (UTC)
Как говорят нам химики - для синтеза нового вещества необходимы два параметра: давление и температура. Следовательно давление (угнетение рабов\рабочих\бюргеров\хипстеров) еще не значит, что из этого что-то выйдет. Мало ли кого на протяжении всей истории человечества вбивали в грязь?! Но марксистские кружки создали ту самую температуру внутри угнетенных масс и что-то из этого да вышло, на удивление всему миру.
"Великая Щаранская Революция" же, устраиваемая белоленточниками и всякими там хипстерами, в этом смысле очень разогрета рассказами про "кооператив озеро", "зверствах режима", о том, как правильно устраивать демократию и т.д. (коллективное эхо москвы работает на это непокладая рук), но ввиду отсутствия реального угнетения\давления, эти борцы с режимом не способны в принципе создать какие то долгоживущие социальные структуры ("девочка моя! парам-пам-пам!" (С)).

P.S. Текст перед публикацией все же лучше вычитывать: есть несогласованные предложения, случайные предлоги "в" и паразитное "и тут" (аналоги: следовательно, логично предположить, таким образом, в связи с этим... или где-то вовсе можно упразднить этот речевой оборот).
cheremnykh_ivan
Dec. 31st, 2016 07:05 am (UTC)
Спасибо за столь образный естественнонаучный комментарий и за критику.
rapter_sv
Dec. 31st, 2016 07:20 am (UTC)
Прошу прощения, если с критикой не очень тактично вышло...
С наступающим Новым годом, успехов в нашем общем деле!
dz0rin
Dec. 31st, 2016 07:53 am (UTC)
Когда не "идеи" массами будут овладевать (на практике это означает, что носители идей научились манипулировать сознанием людей, которые начинают понимать обращённую к ним речь идеологов, выполнять их словесные инструкции; это всё то же самое, что в период овладения ребёнком до 3-х летнего психологического возраста отражённой речью), а образование начнёт создавать предметную и социальную ситуации развития, в которых дети могли бы овладевать идеями сами и самостоятельно же их порождать (иными словами, сначала становились бы субъектами собственной речи и самих себя осознавали в качестве деятелей, а чуть позже - субъектами собственного со-знания; творчество - реализация собственных представлений вовне), тогда всё встанет на свои места - с головы на ноги.

Момент выхода, либо невыхода на новый уровень сознания находится в периоде дошкольного детства (и уже последняя возможность психологической коррекции остаётся ещё в начальной школе, до того как начнётся пубертатный период...). Поэтому основная политика любого государства вершится именно в этой сфере, и нигде более. Там же происходит, либо не происходит и выход на коллективную творческую деятельность. И этот переход со-знания на новый качественный уровень, с одной стороны, абсолютно спонтанный, дети без труда и с великим внутренним устремлением объединяются в игровые, а потом в учебные коллективы (и эти способности остаются у них на всю оставшуюся жизнь, потому что любая способность такова по природе; однажды, научившись читать или писать, мы уже никогда не разучимся это делать...), с другой - полностью зависит от профессионализма воспитателей и условий, ими заданных.

Edited at 2016-12-31 08:24 am (UTC)
dz0rin
Dec. 31st, 2016 11:06 am (UTC)
"марксизм был так извращен, что из него была вынута самая важная наделяющая его жизнью компонента, а именно его субъективизм"

Точнее, не субъективизм, а субъектность (активность по отношению к содержанию собственной деятельности) была вынута. И воля народа подменена сначала волей партии, а потом волей ЦК и после - волей небольшой группы из ЦК.
leon_rumata
Dec. 31st, 2016 05:36 pm (UTC)
Вы, на мой взгляд, "ломитесь в открытые ворота".
Марксизм мертв без диалектики. Только диалектика оживляет марксизм, делает его вечно-живым и актуальным.
Любое понятие, положение марксизма нельзя понять без использования диалектики. Если так поступать, то вопросы, которые вы ставите в качестве "проблем", перестают быть "вопросами без ответов".
Что, конечно, не отрицает трудность реализации на практике все того, что диалектически понятно...

Поднимаемую же тему «Почему человек теряет умение объединяться?», предлагаю конвертировать в гораздо более актуальную ныне и менее очевидную тему: "Почему левые в России сегодня не умеют объединяться?"

Это рассмотреть было бы гораздо полезнее и практичнее... И тут, в самом деле, есть о чем поговорить. В отличие от...



Edited at 2016-12-31 05:40 pm (UTC)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

Я
cheremnykh_ivan
cheremnykh_ivan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner