cheremnykh_ivan (cheremnykh_ivan) wrote,
cheremnykh_ivan
cheremnykh_ivan

Categories:

Передвижники - коммерсанты?

В статье Владимира Петрова «Русская живопись XIX века и современность. Куда передвигают передвижников» показывается, как современные эксперты и руководители от культуры пытаются свести весь смысл деятельности знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок к материальному интересу. Мол просто нашли художники хорошую форму реализации своих работ.
 


«Витязь на распутье» В.М. Васнецов
 
Директор Третьяковской галереи в интервью газете Art news paper в декабре 2015 года так и говорит: «Настал момент посмотреть на них (передвижников) совсем по-другому. И выявить множество интереснейших, актуальных вещей, начиная с того, что это момент начала художественного рынка в России и что это было коммерческое предприятие, о чём, естественно, не говорили в советское время».
 
Владимир Петров в своей статье вскрывает реальные мотивы передвижников, а не те, которые им пытаются навязать горе-эксперты. Причем автор делает это на основе свидетельств самих художников.
 
Так, передвижник Н. Ярошенко писал «смысл товарищества заключался не в материальных успехах выставочной деятельности, а в удовлетворении духовных и общеобразовательных потребностей общества».
 
Но в этой попытке навязать передвижникам мотивы обычного дельца я увидел что-то до боли знакомое. Это нежелание увидеть в мотивах чьей-либо деятельности что-то большее, чем материальная заинтересованность.
 
Любая иная мотивация вытесняется, как ломающая картину мира. Большевики обязательно должны брать немецкие деньги. Свердлов обязательно должен иметь сейф с деньгами. Мотивация Эрдогана в его (прошедшем уже) обострении с Россией обязательно должна сводиться к барышам от торговли ИГИЛовской нефтью.
 
И с «Сутью времени» тоже самое. В очередной раз закончили развозить по школам детскую стенгазету «Шаги Истории», издаваемую нашим движением. От большинства учителей слышишь слова благодарности, но некоторые задают вопрос, вводящий в ступор: «А нафига вам это нужно, какой у вас в этом интерес?»
 
И во все вышеперечисленные моменты чувствуешь, что разговор идет как-бы с другим миром, в котором вытесняется любая мысль, о том, что человеком может двигать что-либо кроме материального интереса, а когда реальность начинает опровергать подобную модель, то такой человек начинает беспокоиться и лихорадочно ищет в реальности какие-то минимальные подтверждения своей модели (в пределе выдумывает их), а затем цепляется за них, как за спасительную соломинку.
 
Эта реакция напомнила эпизод из советской мультипликационной экранизации мифа о Прометее. В мультфильме в отличие от трагедии Эсхила несколько изменен сюжет. Если у Эсхила муки Прометея ниспосланы Зевсом, чтобы титан открыл тайну дальнейшей судьбы владыки Олимпа, то в мультфильме Прометея пытают, чтобы от открыл цель похищения им священного огня. «Я хотел помочь людям!»  - отвечает титан. Посланный Зевсом орел отказывается верить, ещё раз призывает признаться, что на самом деле им двигало желание власти и богатства. Но Прометей из раза в раз говорит, что он «хотел помочь людям!». «Неужели вы не понимаете, это ведь так просто», - говорит он. И когда он осознает, что они действительно по своей природе не могут понять его благородный мотив, Прометей начинает смеяться.
 
Но что будет, если действительно в мире победит мировоззрение, которое не понимает иных мотивов кроме личной выгоды. Воистину это уже будет общество постчеловеков, появление которого никак нельзя допустить.
 
Tags: капитализм, передвижники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments