?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня 1 мая. Официально этот день, является государственным праздником и называется День весны и труда. Подлинное же его содержание как-то опускается. Для значительной части населения Первомай - просто выходной, не имеющий особого смысла, лишний повод пожарить шашлык или наладить дела на садовом участке (хорошо если не повод выпить).





Казалось бы, что плохого. Люди откликаются на какие-то позывы из советского прошлого и идут на демонстрацию, празднуют. Возникает вопрос – что празднуем? Праздник должен соединять людей с высшим смыслом. Пасха должна соединять с христианским смыслом спасения души и несения своего креста до конца, как это делал Христос, иначе она превращается в банальное поедание яиц и куличей.
Отсутствие смысла в празднике, это вообще норма современной постмодернистской эпохи. Уходит Первомай как раз такой случай. Осталась форма в виде демонстрации, но содержание заменено простой формулой «Мир, труд, май». Поэтому то и хочется немного написать о смысле этого праздника.


Итак, во второй половине XIX века массово росло рабочее движение, это было связано:
• Во-первых, с дикой эксплуатацией рабочих (Так например, в США 1880 году на заводах и фабриках работало около миллиона детей в возрасте 10 - 15 лет, а их рабочий день с 1867 года был ограничен 10 часами.)
• Во-вторых, как раз на это время приходиться развитие общественной мысли, ученые – мыслители, возмущённые страданиями ближних, призывают идти человечество нехожеными тропами. А Карл Маркс выдвигает идею, что теми, кто откроет людям путь в справедливое и свободное будущее, то есть возьмёт на себя историческую миссию, должны стать угнетённые, в первую очередь рабочий класс.
Люди, ставшие революционной интеллигенцией, воодушевленные этой мечтой идут к простому человеку, они несут ему знания, смысл и горячее сердце, они призывают его к борьбе.


1 мая 1886 года в США рабочими движениями были организованы многочисленные забастовки по всей стране, с требованиями 8-часового рабочего дня, в которых участвовали (по разным источникам) от 300000 до полумиллиона человек. Чикагские рабочие организации собрали самую многочисленную акцию.  Началась она мирно.


Столкновения произошли в понедельник, 3 мая у ворот завода механических жаток Маккормика. Профсоюз на этом заводе был запрещен еще в феврале и когда рабочие объявили о забастовке, администрация решила уволить всех работников и нанять на их место штрейкбрехеров (тех, кто решался наниматься во время забастовок).  После окончания рабочего дня забастовщики встречали штрейкбрехеров, выходивших с завода. Встречали руганью, сжатыми кулаками, угрозами. Полиция попыталась усмирить рабочих, пустив в ход дубинки, и получила в ответ кулаки и камни. И тогда раздались выстрелы, пролилась кровь. Ответом рабочих стал массовый митинг 4 мая, на котором снова пролилась кровь, как рабочих, так и полицейских, а его организаторы – восемь рабочих активистов были приговорены к казни через повешение, что вызвало большой общественный резонанс.


Через 2 года в июле 1889, Конгресс II Интернационала принял решение о ежегодном праздновании «всем мировым пролетариатом этого священного дня в память о героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров».


В Российской империи Первомай как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями.


То есть шли революционеры к рабочим и говорили: «Вы – соль земли, на вас вся наша надежда, в силу определённых закономерностей у вас есть возможность сделать этот мир взаимной грызни миром братьев. Но для этого нужно бороться. Вот американские рабочие уже борются и пролили свою кровь. Мы поведём вас на эту борьбу и, если нужно сложим свою голову». И они боролись и отдавали свои жизни. (если бы революционеры не отдавали свои жизни, кто бы им поверил).


В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы, в том числе и с большевистскими лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!» Работа большевиков на местах, с простым, трудовым человеком, послужила основным фактором выхода России из катастрофы 1917 года, в которую её ввергло Временное Правительство.


Потом произошла Октябрьская революция, и… И фактически солидарность трудящихся не сработала. То есть не произошла та самая мировая революция которой ждали большевики. Мало кто себе представляет трагедию той эпохи. Ведь все споры Троцкого и Сталина вышли из этого факта реальности, что рабочая солидарность не сработала. Ещё более ярко эта ситуация была явлена во время Великой Отечественной войны, когда немецкие рабочие шли воодушевлённые своей «чёрной мечтой» и уничтожали вроде бы своих братьев пролетариев. Или перейдём уже в нашу эпоху. Что значило перестроечное движение шахтёров «за капитализм». И как же смешно, после всех этих фактов реальности звучат апелляции к Марксу, что коммунисты должны идти именно к рабочему классу и противостоять буржуазии. Ведь метод Маркса во главу угла ставил анализ реальности.


Реальность предъявляет нам другую расстановку сил. О ней пишет С.Кургинян в статьях «Право на Кислород». В ней он доказывает, что основное противоречие эпохи – это противоречие между классическим капитализмом и Мутакапитализмом, который отрекается от своего гуманистического содержания, который уничтожает семью (Ювенальная юстиция, однополые браки), покушается на частную собственность (Кипрская история с отъёмом банковских вкладов), ликвидирует национальное государство (Сирия, Египет, Ливия и т.д.) То есть Мутакапитализм переписывает свои системные коды. Сейчас он вторгается на Украину. То есть основным фронтом политической борьбы сегодня является борьбы гуманистов с дегуманизирующим Мутакапитализмом, который вступил в союз и с фашистами на Украине, и с радикальными исламистами на Большом Ближнем Востоке.


Я не претендую на то, чтобы навязывать кому-то свою позицию. Но как мне кажется, что сейчас нужно ставить вопрос о солидарности гуманистов (как светских классически буржуазных, представителей мировых гуманистических религий (христианства, ислама, и т.д.) и коммунистов). И может быть днём солидарности гуманистов следует сделать 2 мая в память об Одесских событиях, которые во многом стали поворотным моментом Истории.


Comments

( 19 comments — Leave a comment )
liniya_mass
May. 1st, 2015 02:29 pm (UTC)
С праздником!
ngorky
May. 1st, 2015 03:14 pm (UTC)
Отличная статья! К своему стыду не думал, что основания для празднования 1 мая были заложены в США. Спасибо!
sonya_vasina
May. 2nd, 2015 01:59 am (UTC)
та и есть. смысл утерян - форма осталось
burevestn1k
May. 2nd, 2015 08:00 am (UTC)
Да, смысл праздника утерян. Причем именно в России.
drakonit
May. 2nd, 2015 01:57 pm (UTC)
Так что праздновать то надо - бунт американских работяг (а нам до них что - никогда друзьями русского народа не были) или просто день весны и труда как сейчас без "классовых" делений и политической агрессии?
cheremnykh_ivan
May. 2nd, 2015 02:29 pm (UTC)
Если вы дочитали пост, то ознакомились с моим предложением. Я только против того, чтобы праздновать то, что не содержит смысла. Сегодняшнее 1 мая - это как Пасха без Христа. Нужно либо вносить какой-то обновлённый смысл или отмечать другую дату. Кстати насчёт обновлённого смысла хорошо выступил Константин Сёмин: https://www.youtube.com/watch?v=DqNOh1v8eFE
drakonit
May. 2nd, 2015 02:54 pm (UTC)
Так вопрос в том - вам нужен праздник - шествие агрессивных потенциальных мятежников причем сплошь рабочих по профессии? Или объединяющее шествие в честь весны и труда устроит? Вот обновленный смысл: шествие в честь весны, труда и мира.
cheremnykh_ivan
May. 2nd, 2015 04:13 pm (UTC)
Значит любой, кто заявляет о несправедливости - мятежник. Христос помниться тоже говорил о рае и игольном ушке.
drakonit
May. 2nd, 2015 05:24 pm (UTC)
Любой, кто во имя своей власти кидает свою страну в огонь гражданской войны и репрессий - мятежник.
cheremnykh_ivan
May. 2nd, 2015 06:45 pm (UTC)
Мне кажется вы пытаетесь облечь историю в понятные формулы, а она сложнее. Кто например мятежник Никонеане, или раскольники. Тогда мятежники и Пушкин, и Толстой, и Достоевский. Не думаю, что это правильный путь.
bijeli_vuk
May. 14th, 2015 01:27 pm (UTC)
Нет и никогда и нигде не было такой власти, которая бы защищала интересы своего народа, ибо любая власть, прежде всего, защищает интересы свои собственные. Мятежником является всякий, кого не устраивает (не устраивала) действующая власть и кто при этом не нравится по какой-то причине тому, кто пишет историю или заказывает ее написание. Мятежник же, устраивающий летописца и тех, кто заказывает написание истории, превращается в революционера. ©
cheremnykh_ivan
May. 2nd, 2015 04:22 pm (UTC)
Может и антифашисты в Германии тоже мятежники)
drakonit
May. 2nd, 2015 05:26 pm (UTC)
С точки зрения той власти - мятежники, для нас были союзниками потому что мы воевали против Гитлера и его режима.
musa_rvs
May. 3rd, 2015 02:21 am (UTC)
С днем международной солидарности трудящихся!
cheremnykh_ivan
May. 3rd, 2015 02:44 am (UTC)
И вас с праздником!
bijeli_vuk
May. 8th, 2015 01:48 pm (UTC)
Если Вы подняли тему: "Что мы празднуем 1 мая?", то, пожалуй, стоит продолжить: "Что мы вообще празднуем?" Ни один официальный праздник в России не соответствует своему названию, а суть не соответствует содержанию, даты условны и зачастую притянуты за уши.
Если уж говорить о 1 мае - то у анархистов и сатанистов в этот день праздуется день хаоса... Почему бы не вспомнить об этом, а не о мифической "солидарности трудящихся"? В конце концов, те силы, что вытащили людей на приснопамятные демонстрации в Чикаго к этим силам имели непосредственное отношение и дату, надо полагать, выбрали неслучайно...
Всё условно, и в России давно уже все праздники, кроме Нового года, тоже весьма условного, не более, чем дополнительный выходной день. Это для политиков, которым, чтобы народу голову поморичь , работая на свои рейтинги, нужен повод для праздников, а народу: не трогали бы его со своими демонстрациями и прочей чепухой официозной по разнарядке сверху - оно только к лучшему...
cheremnykh_ivan
May. 8th, 2015 03:13 pm (UTC)
Не совсем соглашусь с вами. Праздник со смыслом у нас всё-таки есть и праздновать мы его будем завтра - 9 мая. Это единственный объединяющий всех праздник . (Кроме власовцев и прочих коллаборационистов, но они пусть идут в ...)
bijeli_vuk
May. 14th, 2015 01:17 pm (UTC)
Да, это так, однако фактически Великая Отечественная война закончилась не 9 мая 1945 года в Берлине, а 11 мая 1945 года в Чехословакии.
9 мая 1945 года в 0:43 (мск) была подписана окончательная капитуляция, но в Чехословакии гитлеровские войска продолжали активно сопротивляться ещё, как минимум, два дня, и там гибли бойцы Красной Армии...
Иными словами, День Победы можно было праздновать с таким же успехом 11 мая, а не 9... Понятно, что к 9-му Мая за долгие годы привыкли, и я отнюдь не призываю переносить Праздник на два дня позже, но факт остаётся фактом...
cheremnykh_ivan
May. 14th, 2015 03:03 pm (UTC)
Я думаю подобные перепетии с датами для истории не исключение, а норма.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

Я
cheremnykh_ivan
cheremnykh_ivan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner