?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хохряков и Гермоген

Самый сложный вопрос в биографии Павла Хохрякова – это приказ о казни епископа Гермогена и других заложников (порядка 10 человек). Очень хочется, рассматривая этот трагический эпизод обойтись без ярлыков, надрыва и скоропалительных выводов. Чего мне больше всего не хочется делать, так это оскорблять ценности не чужих мне людей - православных. Ведь епископ Гермоген (Долганев) признан Русской Православной Церковью Священномучеником.


Фотография взята с сайта: www.arhivugra.admhmao.ru



1. Епископ Гермоген.

В первую очередь обратимся к личности епископа Гермогена. Мирское имя - Георгий Ефремович Долганёв. Родился он в 1858 году. Сразу же мы узнаём, что он был очень активным миссионером, общественным и политическим деятелем. В 1903 году становится епископом Саратовским и Царицынским. Политические взгляды Гермогена были выраженно антиреволюционные и монархические. Причем, для него эта позиция была не формализмом и следованием конъюнктуре, а убеждением. Это мы позже увидим.


Под давлением революции 1905 года Николай II разрешил образование политических партий (кроме революционных). При поддержке государства, церкви и полиции создаются праворадикальные, антиреволюционные объединения. В тот период епископ Гермоген принимает активнейшее участие в деятельности самого известного из них - «Союза русского народа» (черносотенцы). Он являлся одним из организаторов Саратовского отделения СРН.



Епископ Гермоген. Фотография взята с сайта: martyr-spb.ru


Но «Владыку Гермогена особенно беспокоило то, что в состав партии «Союз русского народа» входили и активно в ней действовали раскольники и люди неверующие».(1) Фактически Гермоген решился на раскол СРН, желая видеть его исключительно церковной структурой.  «Владыка подал идею создания широкой сети православных братств, …призвал православных людей создавать такие братства по всей России, чтобы в конце концов они образовали то могучее движение , которое, положив конец смутному времени, предоставило бы возможность русскому народу выразить свой взгляд на собственное государственное устройство».(1) А 4 июня 1907 ода в Саратове был учрежден отдельный «Православный Всероссийский Братский Союз русского народа».

1.1 Черносотенное движение


Нужно несколько слов сказать о черносотенном движении. В советское время оно характеризовалось однозначно отрицательно. И основания на то естественно были. Ведь основными врагами для черносотенцев были революционеры и инородцы (в первую очередь евреи). Основным их методом борьбы была грубая сила: широко известны еврейские погромы, силовой разгон рабочих митингов, или тот же известный погром германского посольства в 1914 году. И всё это с молчаливого согласия государства.


Но при всём выше сказанном идеология, например «Православного Всероссийского Братского Союза русского народа», созданного Гермогеном не идеализировала тогдашнюю современность. Свой общественный идеал они искали в прошлом, но некоторые их ориентиры достаточно интересны. Это, естественно, антизападники, противники либеральных столыпинских реформ, ставящих своею задачей разрушить крестьянскую общину.


Как пишет О.Н. Савицкая: «Правое саратовское духовенство последовательно выступало за сохранение крестьянской общины… Отдельные правые священнослужители доходили даже до отрицания частной собственности на землю. Саратовские октябристы обвинили их в «аграрном коммунизме»(2)

«Братский союз» утверждал, «что самодержавие русских государей начиная с Петра I было уже не православно-русским, а весьма близким к западноевропейскому абсолютизму…
… коренным пороком европейского абсолютизма православные монархисты считали преобладание «бездушного» права над духовным началом в государственной жизни». (2)
Западный парламентаризм ими отрицался, каждый роспуск тогдашней Госдумы приветствовался. А  одной из главных «целей Братского союза признавалось восстановление Земского собора».(2)


Также интересно, что ими чётко виделась проблема огосударствления Церкви или как они говорили «Вавилонское пленение» Церкви бюрократией». (Прямая аналогия с КПСС) Выходом же они видели восстановление Патриаршества. (2)


Но вернёмся к Гермогену. Созданием именно «Православного  Братского Союза русского народа» он нажил много врагов. Позже, по другим причинам, он вступил в конфликт со Святейшим Синодом и был в 1912 г. уволен от управления епархией и сослан в Жировицкий монастырь.



Григорий Распутин. Фотография взята с сайта: floxasia.ru

2. Распутин.

Но основной причиной опалы Гермогена, видимо была его позиция по Распутину, которую он неоднократно излагал публично. Так в его житии говориться: «16 декабря 1911 года епископ Гермоген пригласил к себе Распутина… Он намеревался добиться от Распутина, чтобы тот поклялся, что не будет посещать семью Императора.
По рассказам свидетелей, епископ Гермоген стал обличать его за распутство. Ошеломленный неожиданностью происходящего и не найдя слов для оправдания, Распутин признал справедливыми выдвинутые против него обвинения».
После этого события Распутин «явился к А.А. Вырубовой с жалобами, что его избили, порвали на нем одежду и повалили на пол».(1)


За Гермогена заступались многие, в том числе и великий князь Николай Николаевич. В 1915 году из-за того, что монастырь, где находился Гермоген, оказалась вблизи линии фронта, великий князь распорядился перевести опального священнослужителя в Москву.
Вот как на это отреагировала Императрица Александра Фёдоровна в письме Николаю II:


«Посылаю тебе газетную вырезку, касающуюся Гермогена. Николаша[n] снова издал приказ о нем, а ведь это касается исключительно Синода и тебя, – какое право имел он позволить ему ехать в Москву? Тебе или Фредериксу[o] следовало бы протелеграфировать Самарину, что ты желаешь, чтоб его отправили прямо в Николо-Угрешск, так как если он останется в обществе Восторгова, то они снова заварят кашу против нашего Друга[p] и меня. Пожалуйста, вели Фредериксу телеграфировать об этом. – Я надеюсь, они не устроят никакого скандала Варнаве; ты – господин и повелитель России, ты самодержец – помни это».
(1)


Оставлю это письмо без комментариев.


До Февральской революции Гермоген так и остался в опале. После неё он был отправлен в Тобольск епископом. От туда и начались все дальнейшие события. Гермоген был взят в заложники за антибольшевистские проповеди, а позже казнен. Известно, что к его ногам были привязаны камни, а сам он был утоплен.

3. Укрощение Хаоса


Я ни в коем случае не буду прославлять убийства людей. Другое дело война, сражение, но и оно может быть разное. Но вот в таком убийстве явно ничего героического нет. Но для меня это не девальвирует всего Хохрякова, который честно пал в бою, как настоящий солдат партии.


Партии, которая единственная смогла обуздать стихию Хаоса и Гражданской войны. Привожу по этому поводу, мнение С.Г. Кара-Мурзы:
«В ходе Гражданской войны в России погибло очень много людей. Точно не известно, но с вескими доводами говорят о 12 миллионах человек. Отчего погибла эта масса людей? Не от прямых действий организованных политических сил, например, боев и репрессий. За 1918–1922 гг. в Красной Армии от всех причин погибло 939 755 красноармейцев и командиров. Значительная, если не большая часть их — от тифа. Точных данных о потерях белых нет, но они намного меньше. Значит, подавляющее большинство граждан, ставших жертвами революции (более 9/10) погибло не от «красной» или «белой» пули, а от хаоса, от слома жизнеустройства. Прежде всего, слома государства и хозяйства…


Когда читаешь документы того времени, дневники и наблюдения (в основном со стороны противников Ленина — его соратники дневников не вели), то возникает картина, в которую поначалу отказываешься верить. Получается, что главная заслуга красных состоит в том, что они сумели остановить, обуздать революцию и реставрировать Российское государство. Это настолько не вяжется с официальной историей, что вывод кажется невероятным».(3)


Как мы уже убедились, Гермоген вёл активную политическую деятельность. Епископ сам говорил об этом: «И как жалки и лживы показались мне двусмысленные речи тех, которые вкривь и вкось толкуют, что пастыри не должны принимать участия в политических скорбях и болезнях своего народа и своей Отчизны».(1)
А ведь война – это наибольшее обострение именно политической борьбы. Поэтому, мне кажется, если ты во время Гражданской войны занимаешь определённую позицию, то будь готов, что с тебя за неё спросят. Поэтому было бы лукавством сказать, приравнять епископа Гермогена к совсем уж невинным жертвам. Об этом легко говорить с колокольни нашего времени.

4. Обоюдная жестокость.


Стоит сказать несколько слов о практики взятия заложников в Гражданскую войну. Не может тут быть обвинений только в одну сторону. Пример, кстати, интересен и тем, что связан с Хохряковым.


Флотилия Хохрякова, действовавшая на р. Туре встала на якорь возле села Покровское. Село было занято, местный Совет переизбран. «Неожиданно  в Покровский Совет по телефону позвонил командующий белогвардейской группой полковник Казагранди, велел позвать Хохрякова и предложил ему сдаться вместе со всей флотилией. В случае отказа полковник пригрозил, что расстреляет в Тобольске заложников, среди которых находились и родные И. Коганицкого…


…Хохряков прямо сказал Казагранди, что если заложники будут расстреляны, то он экстренно примет ответные меры».(4)



Та же ситуация описывается в книге тюменского исследователя Гражданской войны Кононенко:


«Гражданская война очень скоро показала свою варварскую изнанку, несмотря на «высокие» цели, которые провозглашали враждующие стороны. Известно, что после получения информации о задержании в Тобольске войсками сформированного в Омске Временного сибирского правительства членов семей большевиков З. И. Лобкова, И. Я. Коганицкого, Н. М. Немцова, А. Ф. Демьянова в Тюмени были арестованы 50 самых богатых людей города, которым угрожали расстрелом из расчета десять «буржуев» за одного погибшего члена семьи. Комиссар тюрьмы, некто Пьянков, злоупотребляя властью, запугивал арестованных, устраивая «ложные расстрелы». Среди арестованных происходили «душераздирающие сцены». По воспоминаниям Н. И. Беседных, «с моей улицы были взяты все домовладельцы, может быть, потому, что улица была первой от железнодорожного вокзала» . Лишь после телеграфного сообщения полковника К. С. Киселева о том, что «Сибирская народная армия с семьями большевиков не воюет», заложникам была сохранена жизнь, и 20 июля 1918 г. они получили свободу. Впрочем, это было скорее исключение, чем правило. Как отмечал один из участников тех событий, «пленных тогда ни враги наши, ни мы еще не брали».(5)

5. Время понимать.


Вот они жестокие реалии Гражданской войны. Как говорил С.Кургинян в передаче «Суд времени»: «Сейчас время не прославлять или проклинать, а понимать».

Не хочется, чтобы сложная картина событий с героизмом и жестокостью, и всей палитрой человеческих поступков превращалась в пропагандистские клише, как во многом это было в советское время, и скорее усилилось в постсоветское.


А по поводу инициативы о переименовании улицы Хохрякова, у меня возникло впечатление, что это очередная попытка расковырять с трудом заживающие раны Гражданской войны, чтобы стравить православных и людей, ориентирующихся на советские ценности. Наша задача сказать, сегодня нужно не враждовать, а протягивать друг другу руку. А обсуждать тяжёлые вопросы нужно, но не пропагандистски, а стараясь понять друг друга.

Литература.

1) Житие Священномученика Гермогена (Долганева)
2) Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного Всероссийского Братского Союза русского народа 1907-1913 гг. // Известия Волгоградского Государственного педагогического университета, Волгоград. 2012. №12
3) Кара-Мурза С.Г. Гражданская война (1918–1921). Урок для XXI века. — М.: ЭКСМО, 2003
4) Захаров С. Матрос революции, Свердловск. 1979
5) Кононенко A. А. Тюмень на перепутье: власть и общество в 1917–1921 гг., Тюмень: ТюмГНГУ, 2009

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
sovet20
Apr. 21st, 2015 06:10 pm (UTC)
Интересно и полезно, Спасибо
rokosovsky_kk
Apr. 21st, 2015 07:38 pm (UTC)
спасибо автору за работу. представляю сколько нужно было перелопатить литературы и отструктурировать её.
neosovok
Apr. 21st, 2015 08:04 pm (UTC)
Присоединяюсь к благодарностям.
opera_nt
Apr. 21st, 2015 10:58 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно, а главное - "не пропагандистски"
usser_live
Apr. 23rd, 2015 08:25 am (UTC)
Весьма познавательно.
psv1981
Apr. 27th, 2015 06:41 am (UTC)
Понятно, значит, Гермоген был борцом, и был за это казнен.
Гражданская война - страшнее любой другой, т.к. по ее итогам нельзя просто разойтись по своим территориям и жить дальше.

Edited at 2015-04-27 06:42 am (UTC)
cheremnykh_ivan
Apr. 28th, 2015 02:41 am (UTC)
В общем да, он отстаивал свои ценности и погиб за них. Ранее он пострадал за свою позицию по Распутину.

Противоречия, копившиеся годами (если не столетиями, я так считаю, что с жалованной грамоты Екатерины II дворянству) выстрелили. И виновники - это те, кто имел возможность что-то изменить, но занимался консервацией всех проблем.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

Я
cheremnykh_ivan
cheremnykh_ivan

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner